Опасно ли подключение оборудования 12В к бортовой сети 24В со средней точки?

Причинно-следственная связь такого способа подключения приводит к печальным последствиям, потому как происходит не правильная зарядка одного из аккумуляторов и начинаются необратимые процессы быстро приводящие его в непригодность. Что будет происходит, если все же подключить таким способом оборудование, описано ниже.

Seredina 24V
Середина 24в. 5

В случае поломки штатного понижающего преобразователя 24-12, таким способом можно подключить 12-ти вольтовое оборудование, но только до конца движения транспорта по маршруту. Затем по приезду необходимо обратиться в сервисный центр и отремонтировать штатный преобразователь или заменить его новым.

Если забыть это сделать или заведомо оставить все как есть для экономии денежных средств, можно рассмотреть пример, как показано на рисунках ниже, что будет происходить в цепи 24В. Допустим номинальная мощность нагрузки «R» составляет 1200 Вт, если емкость аккумулятора составляет 100 A⁄ч, то за один час работы один из аккумуляторов «b1» полностью разрядится отдавая энергию нагрузке, а со вторым аккумулятором «b2» ничего не произойдет — будет почти в не измененном состоянии.

Seredina 24V 1
Середина 24в. 6

Если же в описанном примере добавить еще один пункт — включить зажигание и завести двигатель, то ток зарядки от генератора на разряженный аккумулятор «b1» будет «съедаться» нагрузкой, а заряженному аккумулятору «b2» придется покрывать своей энергией коллегу «b1» и нагрузку «R«, а так как напряжение аккумулятора «b2» выше чем у «b1» , соответственно на «b2» ток зарядки пойдет выше допустимого, будет увеличиваться напряжение и начнется перезаряд. Электролит начнет «закипать» выделяя кислород и водород образуя в банках гремучую смесь. 30-40 минут такого эксперимента и аккумулятор «b2» если не взорвется, то ошпарит кислотой все что попадется ей на пути..

Seredina 24V 2
Середина 24в. 7

Конечно же вышеописанный пример касается нагрузки в 100А, а зачастую оборудование с таким номиналом потребления тока редкость. При условии подключения сигнализации, автомагнитолы, радиостанции и другого маломощного оборудования, аккумулятор «b2» не взорвется, вся «система» будет работать не один день, может пару-тройку месяцев, но придется раз в неделю менять местами аккумуляторы, чтобы сохранить какое то время равномерное напряжение каждой батареи, а если рокировку не делать, то со временем оба аккумулятора придется отправить на утилизацию. Проще купить понижающий преобразователь напряжения 24-12, тем более сегодня на рынке представлен широкий ассортимент и есть из чего выбирать. На что обратить внимание при выборе понижающего преобразователя подробно описано в статье «24 на 12».